Напитки для "быстрого восстановления сил” в кризис продаются даже
лучше, чем раньше. Однако результат их потребления не всегда
соответствует рекламе производителей.
По данным газеты, за год в Великобритании было продано 484 млн литров
"энергетиков”, то есть примерно по 8 литров на каждого британца,
включая младенцев и граждан, которые заведомо не являются их
потребителями, пишет британская газета Independent. Издание приводит
слова специалиста из компании по маркетинговым исследованиям Mintel
Джонни Форсита, который подтверждает, что спрос на спортивные и
энергетические напитки продолжает расти.
Сказывается агрессивная рекламная политика: помимо традиционных
объявлений производители активно спонсируют различные спортивные
соревнования, музыкальные фестивали и даже фильмы, ориентируясь прежде
всего на молодых людей. Между тем среди медиков и в околомедицинских
кругах периодически возникают споры о влиянии подобных напитков на
организм человека.
Полезная энергия
Большинство энергетических коктейлей — это, по сути, газированная вода с
добавками сахаров, кофеина и различных растительных веществ. По замыслу
производителя такая смесь за счет различных факторов должна
обеспечивать дополнительный прилив сил.
И организм действительно получает необходимую энергию в виде глюкозы,
содержащейся в сахарах и не требующей, в отличие от белков, крахмала или
жиров, длительного переваривания. Энергетическая ценность "энергетиков”
в пересчете на килокалории сопоставима с калорийностью молока, но в
сравнении с ним углеводы, содержащиеся в энергетических коктейлях,
быстрее усваиваются.
В коктейли, кроме того, добавляют кофеин или содержащий его же наряду с
рядом других веществ экстракт тропического растения гуараны. Молекулы
кофеина взаимодействуют с нервными клетками и уменьшают процессы их
торможения, оказывая тем самым стимулирующее действие. Кроме сахаров и
стимуляторов в напитки добавляют витамины, вкусовые добавки и
растительные экстракты, например женьшеня или мате. Мате в свою очередь
также содержит кофеин, но уже не в чистом виде, а в смеси с другими
веществами, среди которых есть микроэлементы и витамины.
Вредоносные эффекты
Некоторые недостатки коктейлей — вполне закономерное продолжение их
достоинств. Например, стимулятор кофеин при передозировке попросту
опасен. Во Франции был даже запрещен популярный коктейль Red Bull, после
того как во время игры умер 17-летний баскетболист. Как показало
расследование, перед игрой юноша выпил четыре банки напитка, получив
опасную для сердца дозу кофеина. В Норвегии и Дании Red Bull также вне
закона именно в связи с возможностью потенциальной передозировки.
Даже если употреблять "энергетики” по инструкции производителя — не
больше банки в сутки, проблемы все равно возможны. Так, издание
Independent со ссылкой на независимую ассоциацию автомобилистов IAM
рассказывает, что примерно через час после выпитой банки действие
тонизирующего напитка заканчивается, и у водителей, находящихся за
рулем, скорость реакции ухудшается, что таит уже смертельную опасность.
За год только в Великобритании погибает приблизительно 300 заснувших за
рулем водителей. Так что рассчитывать на бодрящий эффект напитков опасно
для жизни.
Журнал The Journal of American College Health также внес свою лепту в
обсуждение "энергетиков”. Ученые из Университета Буффало (США)
подтвердили опасения педагогов, утверждающих, что употребление
энергетических напитков снижает успеваемость школьников и формирует у
них асоциальное поведение, и сообщили, что тяга к энергетическим
напиткам коррелирует с агрессивностью, асоциальным поведением и
незащищенным сексом.
Медленная корова против красного быка
По идее, ответственность за употребление "энергетиков” должны разделить и
компании, организующие рекламу напитков. Так, коктейль Simply Cocaine
вызвал протест у борющихся с наркотиками организаций как "провоцирующий
потребление наркотиков”. Производители же ответили на эту претензию
воззванием к чувству юмора.
Кстати, это далеко не первое "наркотическое” название продукта.
Например, духи "Опиум” появились еще в 1977 году. Тогда реклама духов
тоже вызвала протесты, но не из-за темы опиума, а из-за откровенной позы
модели на рекламной фотографии.
Словно в пику "энергетикам” некоторые компании начали производство,
казалось бы, парадоксальных продуктов — антиэнергетических и обладающих
расслабляющим эффектом напитков с валерианой, лимоном и ромашкой. Причем
название одного из таких напитков как будто специально подобрано в пику
Red Bull ("красному быку”) — Slow Cow ("медленная корова”).
Источник: http://planetatain.ru/blog/pro_vred_ehnergeticheskikh_napitkov/2013-09-07-5850 |