НОВОЛЕТИЕ

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 16.05.2024, 04:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статьи [545]
О наших делах [12]
О современной жизни [176]
Летописи [57]
Подтверждения знаний Н.В.Левашова [117]
Разное [253]
Выживание [32]
Здесь будут располагаться материалы касаемые вопросов выживания в экстремальных условиях
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гость

  • Обсуждение "Неоднородной вселенной" Н.В.Левашова (29)
  • Статьи Александра Слободчикова (1)
  • Для дома. для семьи (10)
  • Практики связанные с Землёй Матушкой. (5)
  • Сновидения (2)
  • Главная » Статьи » Статьи

    Детские игры и игрушки в русской культуре

    Детские игры и игрушки в русской культуре

    В традиционной культуре России игры и игрушки имели для взрослых смысл только в отношении потехи, состязания, развлечения, детского праздники дома, а слова «игрок», «игрун» применительно ко взрослому и вовсе имели неодобрительный оттенок одержимости, безумства. Народные русские пословицы и поговорки, такие как: «Играй да не заигрывайся»; «Делу — время, потехе — час»;  «Игра не доведет до добра» и др. — свидетельствовали о бытовавшем в русском народе пренебрежительном отношении к играм взрослых как к чему-то пустому, неважному и даже опасному.

    Игроков (актеров, лицедеев) в древности даже хоронили вне церковной ограды, как самоубийц. В русском обществе до середины XIX века жениться на «актерке» считалось зазорным, более того, такое супружество стояло вне общественного признания.

    Вместе с тем для детей наши предки охотно предоставляли игровое пространство и в дворянском доме, и в тесной крестьянской избе; а для летних игр в распоряжении ребятишек были и укромные уголки садов, и просторы деревенских околиц. При домостроевской строгости в воспитании детский игровой мир оберегался, взрослые не вторгались в него без особой надобности.

    Считается, что при Петре I в Россию стали ввозиться миниатюрные предметы для забавы, к примеру, детская посуда, а первая детская елка с игрушками была организована при дворе императора Павла. Сознание наших предков наделяло все маленькое атрибутами детства, придавая порой этим штучкам практический смысл. Известно, например, что торговцы на базарах Киевской Руси вместо денежной сдачи давали покупателям «монетки» — так назывались миниатюрные горшочки, миски и другая посуда. По сути, «монетки» были детскими игрушками.


    В русской дворянской среде XVIII века считалось, что у детей должен быть мир взрослых интересов, а само состояние детства — это то, что надо «пробежать» как можно скорее. Однако уже в позапрошлом XIX столетии в домашнем быту начинает проявляться уважение детского в ребенке. Как пишет известный культуролог Ю.М. Лотман, «постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок — это и есть нормальный человек. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представление о том, что  играть — это хорошо».

    Если по трудовому законодательству Англии конца XIX века ребенок 12 лет, работающий на фабрике, нес всю меру ответственности и мог быть даже наказан наравне со взрослым (вплоть до смертной казни!), то Россия не знала подобной жестокости. Западная культура с самой глубокой своей древности исходила из представления об игре как о «несерьезном моделировании серьезной жизни» (Аристотель). Лишь в век Просвещения детские игры заметили, стали описывать, изучать и собирать. Однако вместе с тем уже в начале XX века, по замечанию одного ученого, английскую школу можно было скорее представить без классных комнат, чем без площадки для игр.

    В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Девочки пеленали своих куколок и сами шили для них одежду. Малышкам предстояло стать мамами и хозяйками дома, и игра готовила их к этой сложной и ответственной роли. Невесте в приданое полагался короб с куклами разной величины. И если молодая жена доставала сей короб и где-нибудь в уголке начинала перебирать яркие тряпицы, даже строгий свекор предупреждал: «Не трожьте молодую!» Ибо, быть может, понимал, что для вхождения в новую семью, определения своего места в ней, постижения сложных взаимоотношений брачно-семейной сферы молодой женщине требуется «наглядный материал» и игра.

    Игрушка была неизменным атрибутом детской жизни. Как правило, дедушки и бабушки с удовольствием мастерили игрушки для внучат, занимались этим и целые артели. На Руси потешный промысел был благословен самим преподобным Сергием Радонежским чудотворцем, который, по преданию, сам мастерил игрушки и раздавал их детям. Известные на всю Россию артели игрушек имели своим началом Сергиев Посад, где в настоящее время находится долгие годы бывший единственным в мире музей игрушки.

    В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Основанный на чадолюбии, он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших детей к младшим. Некоторые древние игры вошли в историю, упоминаются в фольклоре, художественной литературе. Это, к примеру, бабки, горелки, свайка, жмурки, пятнашки и т. п. Во многих играх широко использовались особые игровые предметы— игрушки: веревки, чижи, палочки, волчки, биты и другие.

    Примечательно то, с каким вниманием относились крестьяне к забавам детей. Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали игровых построек, не выбрасывали игрушки, а наивно наделяли их особой, почти магической силой. Считалось, что они могут вызвать урожай, прибыль в доме, счастливый брак или же, наоборот, принести несчастье. Дарить игрушки было распространенным обычаем: считалось, что такой подарок может принести ребенку здоровье и благополучие. Как и любое произведение народного искусства, игрушка служила своеобразным эстетическим эталоном, отражая формировавшиеся веками представления об идеале красоты и совершенстве.

    Традиционная игрушка во все времена имела большое влияние на формирование души русского ребенка. Стоит вспомнить один исторический пример, оставшийся для большинства в поговорке, означающей что-то бессмысленное и пустое — «игра в бирюльки». Подлинный смысл этой игры известен сегодня лишь специалистам-историкам. Эта игра была достаточно популярна в русских, преимущественно крестьянских, семьях еще в 30-40-х годах позапрошлого столетия. Имевшая свою «практическую задачу» — приучение детей к терпению, развитие у них способности концентрировать внимание, игра вместе с тем транслировала сложную систему метафизических ориентиров, давала представление о взаимосвязи всех процессов, происходящих в мире.

    «Бирюльками» называли горсть ровно настриженных соломинок с соломенным крючочком. Идея игры состояла в том, что играющие вытаскивали соломинки по од ной, стараясь не рассыпать при этом всю кучу. Если ворох все-таки рассыпался, то следующую попытку делал уже другой игрок. Игра воспитывала терпение и осторожность, ловкость и внимание, а главное — с помощью вороха соломинок ненавязчиво и мудро ребенок получал представление о причинно-следственных отношениях, о том, как трудно изменить часть, не разрушив целого — всю сложную систему взаимосвязей в мире.

    В наше время игру в бирюльки реконструировали, только теперь бирюльки делаются не из недолговечной соломы, а из дерева. Кучу мелких предметиков, похожих на вытянутые катушки из-под ниток, чашечек, блюдечек, самоварчиков и пр., нужно разобрать маленьким крючком так, чтобы и сама куча не рухнула, и не пошевелились соседние бирюльки. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает крючок следующему игроку. Так продолжается, пока не разберется вся куча или пока кто-то из игроков не наберет условленного количества бирюлек.

    Игра имеет психотерапевтический эффект и может помочь в воспитательных целях для выработки усидчивости и внимания. Кроме того, игрокам в бирюльки необходимо набраться не только терпения, но и доброжелательного отношения к товарищу по игре — без этого ничего не получится. Что будет, если, к примеру, двум драчунам лет по семи-девяти в качестве наказания предложить разобрать кучу бирюлек? Сначала, видимо, им будет трудно (бурлят эмоции — «Он первый полез!», сжимаются кулаки — «Нет, он первый дрался!» и пр.), но постепенно игра потребует, чтобы конфликт и агрессия ушли, «разобрались» потихоньку, как маленькие бирюльки.

    В русском народе вообще были популярны «игры на терпение». Например, игрушка  шаркунок — уникальное русское явление, головоломка в виде деревянной погремушки-пирамидки. Есть свидетельства, что сам Чингисхан, в руки которого она попала, забавлялся с ней часами. А вот игрушка меледа похожа на большую английскую булавку с надетыми кольцами, которые надо ухитриться снять. В русском языке воспоминание об этой замечательной игрушке осталось в старых пословицах: «От скуки, хоть меледу в руки» (это когда совсем нечего делать или когда имелось в виду что-то трудное), «Не меледа — пальцами не переберешь».

    Игрушка всегда была источником радости, отдыха, забавы, праздника, она создавала условия для развития ребенка, а для взрослых оставляла возможность подлинного творчества. Такой она должна быть и сегодня.



    Источник: http://vscolu.ru/articles/igry-i-irushki-dlya-nashix-predkov.html
    Категория: Статьи | Добавил: batja (11.09.2013)
    Просмотров: 1171 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт

    Поиск
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Тёмка Радио
  • Прибавка к зарплате
    и пенсии
  • Сберкарта

  • Copyright MyCorp © 2024 |